К сообщениям про аресты активистов мне не привыкать. Это повседневная реальность любого человека, который пишет об общественном движении в России в начале XXI века.
ЕЖЕДНЕВНО я узнаю о том, что кто-то из активистов опять арестован, кому-то предъявлено обвинение, кто-то находится под судом, какой-то митинг снова разогнан, плакаты порваны, а протестующих избил ОМОН.
Иногда мы видим лица этих людей, что проводят задержания и избиения, хотя всё чаще в последнее время они предпочитают скрываться под масками. И каждый день мы видим по телевизору лица людей, которые благословили их на эти избиения и аресты, лица людей, которые установили в нашей стране такой политический режим, при котором ежедневные избиения и аресты – это норма.
Конечно, между собой они не знакомы, президент и начальник ОМОНа в каком-нибудь провинциальном городе, премьер-министр и сотрудники ОВД “Сокольники”, избивавшие молодёжь 4 апреля 2008 года головами о стену и стульями по голове (tupikin.livejournal.com/431337.html). Но вместе они составляют одну систему, одну связку, их лица в этом смысле синонимичны, как синонимичны лица Королёва и Гагарина, как синонимичны Николай Второй и Распутин, как синонимичны любой рядовой мент и любой начальник мента.
Лица людей, которые противостоят их лязгающей бронёй машине, очень разные, но мы обычно не видим их по телевизору, наш телевизор не показывает этих красивых и одухотворённых, этих уставших и отчаявшихся, этих надломленных и озлобленных лиц. Они очень разные, общественные активисты, разные у них мотивы и цели борьбы, разный характер и разные жизненные обстоятельства, и часто бывает так, что между собой они совершенно не сходятся, в своей общественной деятельности двигаются по траекториям, которые кажутся им непересекающимися, иногда и вовсе они выступают как противники друг другу.
Но есть в них что-то общее. Это общее – то, что они не побоялись встать прямо, поднять руку, поднять голову, поднять голос и сказать: “Я против! Я знаю, что так, как поступаете вы, власти, вы, милиция, вы, сильные мира сего, – так поступать нельзя. И я буду бороться с вами, с вашими действиями и последствиями ваших действий”.
Именно такой человек Григорий Исаев, арестованный накануне ВАЗовского митинга. Первую свою подпольную рабочую организацию он создал ещё при советской власти. И получил лагерный срок, как настоящий подпольный марксист-ленинист – от режима, чьей официальной идеологией был марксизм-ленинизм. Годы в лагере не подточили взглядов Григория Исаева, он вышел и продолжил своё дело. Этот человек был рабочим активистом при брежневском СССР, он был рабочим активистом в перестройку, он был рабочим активистом при Ельцине (вместе с другими участниками самарской делегации он был в “шахтёрском”, а на самом деле просто в рабочем протестном палаточном лагере около “Белого дома” летом 98-го в Москве – помните о таком? или воспоминания о рабочем движении 90-х уже выветрились из вашего сознания, стёрты, заменены путинской тишью да гладью, которая по сути-то – тоже не тишь и не гладь, а сплошные взрывы, сплошное взрывание к справедливости, потому что обычные взывания на власти в России не действуют), он остаётся рабочим активистом и сейчас.
Я видел Григория Исаева всего два раза. Один раз в начале 1990-х, когда я был профсоюзным журналистом, мы пересекались на какой-то конференции или он просто зашёл к нам в редакцию в один из приездов в Москву. Второй – тем самым летом 98-го, когда казалось, что усилиями протестующих рабочих вектор развития России качнётся немного в другую, более справедливую и честную сторону, но он не качнулся – и во многом потому, что все посчитали тогда, что это дело одних рабочих, что это они там “сидят и бастуют” за что-то своё, рабочее, новокузнецкое, кемеровское и самарское, нас не касающееся.
Один из положительных уроков польской “Солидарности”, о которых Наталья Горбаневская писала и переводила ещё в начале 80-х, почти тридцать лет назад, в том, что это было движение рабочих и интеллигенции, что им удалось тогда, полякам, разорвать эти путы недоверия между теми, чьи руки вечно грязны от тяжёлой работы и теми, чьи помыслы вечно чисты от несоприкосновения с действительностью, они решились на рукопожатие, на честный и открытый взгляд в глаза друг другу. И из этого кое-что получилось: Польша освободила себя от советского гнёта совершенно самостоятельно, не дожидаясь Горбачёва и его перестройки. И те мужчины и женщины, что бастовали в августе 1980-го, и те, кто помогал им и проявлял солидарность, и те парни и девчонки, что собирали по трамвайным рельсам камни впереди нелегальных рабочих демонстраций в 1982-м, чтобы кидать эти камни в ненавистных ОМОНовцев, и те, кто писал об этом в подпольных газетах, и те, кто распространял и читал их, и те, кто укрывал подпольщиков – все они были очень разными людьми, и интеллигентными, и совсем нет, у них было разное образование, разные художественные вкусы, а то, возможно, вкус такой, может, и не успел, не смог сформироваться, но у всех у них уровень самоосознания дошёл до того, что они поняли какие-то простые вещи: что так дальше нельзя, что власть тотально, вся, от президента до рядового мента – является врагом и что остановить эту зарвавшуюся власть можно только совместными усилиями всех тех, кто потом, в более мирной жизни, может быть, разойдётся по разные стороны, кто займётся своими частными делами, своей тяжёлой работой и своими высокими помыслами. Но сегодня, сейчас – они были вместе, и это сегодня, это сейчас продолжалось почти десять лет, с 1980-го по 1989-й, пока все они вместе не добились своего, не подвинули власть и не сменили политический режим. Никаких расстрелов правящей верхушки торжествующим народом за этим не последовало – ну и хорошо. Дело не в мести.
Когда я узнал минувшей ночью, что снова арестован Григорий Исаев, человек, который всю жизнь боролся за своё рабочее дело, человек, который борется за него и сегодня, я испытал большую злость, раздражение, неприязнь и, чего уж там, даже ненависть к тем лицам (нелицам!), что творят произвол в нашей стране. И вместе с тем, я испытал настоящую гордость за то, что минимум один раз, тогда, в начале 1990-х, я обменялся с этим героем рабочего класса крепким рукопожатием. Вот человек! Красивый, цельный, с него хоть сейчас картину пиши или кинофильм зарисовывай. Такими людьми и сильна настоящая Россия, та, что веками поднимала бунты и поднимала на вилы царских сатрапов, та Россия, которую веками поднимали на дыбу разные лживые-служивые при власти, та Россия, что на этой дыбе не померла, не продала свой дух и свой вечный необоснованный оптимизм и юмор, оптимизм и юмор богатырей, которые борются с плешивыми карликами, оптимизм и юмор, который и выведет нас к победе, точно выведет.
Если и есть в России то, чем можно гордиться, так это её люди, люди, которые не склоняли головы, которые держали её всегда прямо – это Степан Разин, это Булавин, чьё имя я сейчас никак не вспомню, это Емельян Пугачёв, это декабристы, это Чаадаев, это Перовская и Желябов, это Махно, это Эмма Гольдман, это сёстры Гарасёвы, Анна Михайловна и Татьяна Михайловна, это Евгения Ярославская-Маркон, это Анатолий Жигулин и его Коммунистическая партия молодёжи в послевоенном сталинском СССР, это Леонид Губанов и его Самое молодое общество гениев в СССР ранне-брежневском, это Наталья Горбаневская, которая хворая сейчас в холодном осеннем Париже сидит ночами за компьютером – потому, что где-то в черноте самарской ночи сидит в камере Григорий Исаев, который тоже в этом списке, можно не сомневаться, как в этом списке академик Андрей Сахаров и рабочие Анатолий Марченко и Фёдор Филатов, которых нет с нами, как здесь же Александр Подрабинек и DJ stalingrad, которые, ура и слава, ещё тут.
Мы – народ, мы – общество, мы – правда. Они – власть, они – подавление, они – ложь. Вот где проходит граница. А не между коммунистами и антисоветчиками, не между рабочими и интеллигенцией, не между неформалами и гопарями. Мы друг с другом как-нибудь договоримся. Мы с ними – навряд ли. Их надо отодвинуть, убрать с дороги. Иначе нам не будет ни пути, ни жизни, ни свободного дыхания.
Свободу Григорию Исаеву! Свободу нам всем! Свободу!
17 октября 2009 года, Москва
(с) Влад Тупикин, участник общественного движения
dvizh.org/2009/10/18/1607